читайте также:
×
Мнения

Баку играет вничью

Вадим Дубнов о том, почему Азербайджан вступился за Зейналова

Вадим Дубнов о том, почему Азербайджан вступился за Зейналова 

От редакции

Коридор милосердия

Широкая амнистия, проект которой предложен президенту, скорее всего, окажется довольно узкой 

Широкая амнистия, проект которой предложен президенту, скорее всего, окажется довольно узкой 

читайте также:
×
Спорт

«Судья накакал всему Краснодарскому краю»

Игроки «Динамо» и «Кубани» — об очной встрече в чемпионате России по футболу

Игроки «Динамо» и «Кубани» — об очной встрече в чемпионате России по футболу 

Спорт

Ветер знает, где «Спартак» искать

«Спартак» в сложнейшем матче 13-го тура чмпионата России по футболу на выезде одолел «Анжи» 

Автомобили

Водителей умыли «Чистодором»

Столичных коммунальщиков обвинили в провоцировании массовых ДТП 

22755

КомментарииПолемика

Чувство несвященного

Борис Фаликов о том, почему в обществе пропадает уважение к церкви

Фотография: Сергей Гунеев/РИА «Новости»

Активное вмешательство церкви в общественную жизнь приводит не к воцерковлению общества, а к обмирщению церкви.

Четверо молодых людей решили наведаться в храм Григория Неокесарийского на Большой Полянке в Москве. Шла вечерняя служба, но молодые люди не обратили на нее внимания, цель у них была другая — сфоткаться на фоне алтаря. Когда им было отказано, они стали громко браниться. После чего фотосессию разрешили, но в ее ходе выяснилось, что экскурсанты не только вдребезги пьяны, у одного из кармана угрожающе торчит травмат. Тут то священник и вызвал полицию. Вряд ли произошедшее можно назвать богохульством. Хулиганы бросили вызов не Богу, а порядку, просто это случилось не где-то, а в церкви. Но сами они эту разницу вряд ли заметили. И это как раз совсем не случайно.

Когда несколько лет назад РПЦ под водительством энергичного патриарха пошла в миссионерское наступление на общество, стратегия ее была очевидна. Вначале утвердиться материально, вернуть награбленное большевиками, построить новые храмы, решить оргвопросы, а затем заняться людьми. Подразумевалось, что для этого надо и дальше крепить альянс с государством.

С этой задачей церковь справилась быстро, собственность возвращают рекордными темпами, строительству новых храмов дан зеленый свет, доступ в школу и армию открыт. А дальше случилось непредвиденное (по крайней мере, для церковных стратегов) — общество не бросилось в объятия церкви, напротив, в лице интеллигенции стало ее усиленно критиковать при безразличном молчании широкой публики. Но теперь и это молчание все чаще прерывается проклятьями в адрес «попов на джипах».

Причины образованной критики и необразованной брани на самом деле одни и те же. Церковь расширяет свою общественную активность фактически через голову общества, уклоняясь от прямого диалога и действуя через государственные структуры.

Выступая при этом как хозяйствующий субъект, который ставит во главу угла практические вопросы. Поэтому все чаще воспринимается как идейный надсмотрщик и крупный собственник, а вовсе не носитель сакрального статуса. Понятно, почему хулиганам без разницы, где материться и хвалиться стволом — возле алтаря или в ресторане. Но хулиганы — это крайний случай, эксцесс, речь о более широких и значимых процессах.

Как известно, первыми жертвами церковной реституции пали отечественные музеи. Именно им выпала нелегкая задача сохранения культуры (в том числе и православной) в советское время, когда она подверглась мощному натиску строителей новой жизни. Многочисленные предметы культа, когда сам культ был объявлен «опиумом для народа», сгинули бы, как и другие приметы старой жизни. Но музейщики их отстояли. Однако многие музеи располагались в старых церковных зданиях, поэтому возвращение церковной собственности началось именно с них. При этом прежние работники из них изгонялись, а экспонаты оказывались без должного ухода. В результате иконы, чудом сохранившиеся в советские времена, оказались под угрозой уничтожения. Возвращение собственности оказалось важнее сохранения священного наследия. Репутации церкви как сакрального института был нанесен сильный удар.

Дальше больше. В российских городах участились конфликты на почве строительства новых храмов. Их поспешное возведение наталкивается на сопротивление тех, кто предпочел бы видеть на их месте парки, детские площадки и прочие радости обустроенного быта. Противостояние разворачивается по одной схеме. Вначале оно не носит идейный характер, просто жителям хочется нормальной жизни, большого дефицита в наших городах. Однако по мере того, как они убеждаются, что прислушаться к ним не желают, более того, церковные проекты имеют поддержку властей, число антиклерикалов в их рядах растет.

Вряд ли чувство священного может пробудиться в человеке, которого насильно лишают элементарных бытовых удобств. Чувства пробуждаются совсем другие.

Другие чувства пробуждаются и у бездетных семей, которым проповедуют, что искусственное зачатие — это не по-божески. Нет у вас детей, значит, Бог того не желает, грешите слишком много. Надо покаяться, а не бросать вызов Творцу, ему виднее. Вряд ли бездетные родители, наслушавшись подобных вещей, отправятся в церковь, чтобы помолиться о даровании им потомства, скорее они станут обходить ее стороной. Она воспринимается не как источник помощи, а как помеха в семейной жизни. Тем паче, что ретивые проповедники находят полное понимание у чиновников, от которых зависит финансирование здравоохранения.

Чувство священного не проснется и у детей на уроках православной культуры, введения которых церковь добивалась с упорством достойным лучшего применения. Напротив, судя по всему, они вызывают у школьников отторжение от церкви как отчего-то принудительного и скучного. Еще одной казенной институции, которую ей навязывают взрослые.

Пиетет к церкви пропадает и у людей взрослых, когда она пытается привить им свои представления о прекрасном. И делает это не в пространстве публичного дискурса, с которым у нас такой же дефицит, как и с нормальным бытоустройством, а через государство. Скажем, будущий год объявлен годом культуры. Но уже сейчас понятно, что речь идет о культуре традиционной, то есть православной.

Все бы ничего, но когда министр культуры начинает одновременно говорить о своей неприязни к современному искусству, то понимаешь, что на следующий год сам рискуешь превратиться в школьника, которому будут рассказывать о Святой Руси. И ругать проклятый Запад за эстетическое и моральное разложение.

Подведем итог. Активное вхождение церкви в жизнь общества, которое мы наблюдаем в последние годы, ведет не к воцерковлению общества (как рассчитывали стратеги РПЦ), а к обмирщению церкви. Погрузившись в земные заботы, она сама стерла грань между сакральным и профанным. Так что же сетовать, что ее воспринимают не как священный институт, который учит жизни, а как конкурента, который этой жизни мешает? Причем конкурента, поставленного в заведомо выигрышное положение. Ведь на его стороне играет государство со всеми своими немалыми возможностями. Фактически вмешательство церкви в общественную жизнь происходит под его эгидой. И это многократно усиливает эффект непрошенного вторжения.

Хулиганов с их матерной фотосессией в храме, конечно, надо судить за хулиганство. Но удивляться их поведению не стоит.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

  • Livejournal
  • Написать комментарий
Читайте также:

Главное сегодня


Читайте также


Кавказский поход


Граффити на колесах


Российский интернет за три дня


Мне нравится общаться с иностранцами и ощущать себя частью другого мира


Сколько стоит юг Москвы


Windows 8.1: бесплатна, но не для всех


Нам нужна самая длинная


Мое сравнение США и России — не в пользу России


Дикари из России

/nm2012/ssi/right_stuff/else.shtml
вентиляторы среднего давления, вентиляторы среднего давления красноярск. | многоуровневые натяжные потолки иркутск, РІРєСѓСЃ. Яндекс.Метрика