БлогиЮрий Недре

Рынок дорогих машин

Юрий Недре

Пока авторынок Европы в течение всего года сотрясал долговой кризис, работающие в России автокомпании хвастались результатами продаж. Во Франции, Англии, Бельгии закрываются заводы, тысячами увольняют рабочих, а дилеры сбывают машины с убыточными для себя скидками. У нас же, наоборот, начинают строиться новые заводы, производители расширяют мощности, а автосалоны уже считают, что неприлично продавать автомобиль, если он не в топовой комплектации.

Но вот и на российском авторынке прозвенел тревожный звоночек.

Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) представила отчет по продажам автомобилей в России по итогам прошедших 11 месяцев 2012 года. На первый взгляд все выглядит не так плохо. В России за этот период дилеры уже продали 2,68 млн автомобилей, рост составил 12% по сравнению с таким же периодом прошлого года. Мы выросли до докризисного уровня, и в этом году есть все шансы побить рекорд 2008 года, когда в нашей стране было продано 2,735 млн новых автомобилей.

Однако уже в 2013 году у российского авторынка есть все шансы пополнить ряды европейских стран с отрицательной динамикой. Дело в том, что в ноябре рост практически остановился: за один месяц российские потребители купили всего на 960 машин больше, чем в ноябре годом ранее. В предыдущие месяцы 2012 года мы опережали прошлогодний темп на десятки тысяч автомобилей. Декабрь и январь, конечно, будут «ударными» у дилеров, ведь, как известно, в этот период скидки и продажи автомобилей достигают своего максимума, но дальше нас ждет пугающая неизвестность.

Это при том, что в России один из самых низких уровней автомобилизации, в то время как Европа уже перенасытилась машинами.

Уже стало ясно, что дилеры, вдохновленные оживлением российского рынка, заказали автомобилей сверх того, что они смогут продать. Только к лету, когда рост продаж остановился, они начали корректировать планы, но было поздно. В итоге теперь, как выяснил «Коммерсант», практически все игроки рынка имеют склады с запасами машин на несколько месяцев вперед. Но в прекращении роста виноваты не только обедневшие покупатели, которые перестали приходить в автосалоны, но и сами продавцы, вынуждающие покупать автомобили по завышенным ценам.

Дилеры уже не стесняются открыто говорить, что по заманчивой цене, которая красуется на рекламе, покупатель машину никогда не получит. Например, популярные модели в базовой комплектации придется ждать в течение нескольких месяцев, а то и лет. Хотите сейчас и сегодня? Нет проблем, в наличии есть аналогичные модели чуть ли не вдвое дороже, но зато в самых богатых комплектациях и с дополнительным оборудованием на сотню тысяч сверху. И так везде и у всех. Машина в России уже в среднем чуть ли не в полтора-два раза дороже, чем аналогичная модель в Европе или в США.

Дураков у нас много, но не все же. Не поэтому ли самое серьезное падение наблюдается в массовом сегменте, у потенциальных покупателей которого каждая копейка на счету? Отсюда и результат:

«Солярис» потерял в ноябре этого года 7% покупателей по сравнению с тем же периодом годом ранее, «Фокус» не досчитался 10%, а «Рено Логан» и вовсе показал минус 49%.

Лидером по количеству проданных автомобилей за 11 месяцев 2012 года стал, конечно, «АвтоВАЗ». Тольяттинский гигант за одиннадцать месяцев продал 494 271 автомобилей. Цифра большая, но это на 8% меньше, чем за тот же период годом ранее. Падение началось с начала года и к лету достигло 14%, но затем завод вышел из крутого пике и начал сокращать отставание от 2011 года. И доля «АвтоВАЗа» на рынке с каждым годом падает все ниже и ниже.

Неудачником года стал Fiat, который рухнул на целых 70%. Передав в 2012 году управление в России «Крайслер РУС», после разрыва отношений с «Соллерс» компания так и не смогла наладить сбыт своих машин. У самого автогиганта Chrysler особо забавно смотрятся плюс 128%, которые он получил, увеличив продажи в России с 75 до 171 автомобиля.

В минусе находятся еще восемь брендов, но их суммарные продажи не превысили отметку 25 тыс. машин.

Остальные игроки — в плюсе. Пока. Из крупных стоит отметить следующие: Chevrolet увеличил продажи на 20% (продал 189 227 автомобилей), Renault — на 23% (172 610), KIA — на 21% (172 578), Hyundai — на 10% (161 441), VW — на 45% (151 392), Nissan — на 16% (142 070), Toyota — на 33% (140 291), Ford — на 11% (116 648), Skoda — на 37% (89 072). Но все эти марки имеют широкие модельные ряды и, по сути, перетягивают покупателей друг у друга. Увеличили свои обороты и еще примерно 30 компаний, кто-то — за счет новинок, кто-то — за счет открытия производств в нашей стране, но их продажи в абсолютных цифрах не столь уж велики. Зато растут продажи у премиальных брендов.

Mercedes-Benz – 27% (33 666 машин), BMW – 31% (33 117), Audi – 46% (31 318). Прочий премиум хоть и не может похвастаться абсолютными цифрами, но проценты роста у них внушают уважения: Jaguar — плюс 35% (1366), Porsche — плюс 61% (3374), Land Rover — плюс 50% (17257). Выросли эти бренды, даже несмотря на удорожание своих машин. Хотя кто заметит, в этом сегменте — изменение цены на сотню-другую тысяч рублей?

Большие, положительные проценты производители смогли заработать благодаря резвому старту в начале года, когда дилеры били рекорд за рекордом. Сейчас похвастаться уже нечем.

Отдельное спасибо автопроизводители должны сказать рынку автокредитования, который активно рос в 2012 году. По данным «Автостата», почти каждый второй автомобиль в России покупается в кредит. Но на фоне ослабления экономики это не сулит нам ничего хорошего.

Подобно и сегодняшнему дню, перед кризисными 2008--2009 годами рынок автокредитов рос как на дрожжах, а банки заманивали клиентов сверхвыгодными процентами. В итоге российский авторынок рухнул и почти три года с трудом приходил в себя.

И вот сейчас бурный рост сменился стагнацией, а поводов для оптимизма у автопроизводителей становится все меньше. Поэтому не стоит ожидать тех же 10--12% роста в 2013 году на фоне общего замедления рынка, даже прирост на скромные 3--5% будет считаться успехом.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

  • Livejournal
  •  15 отзывов
  • Написать отзыв
РАНЕЕ:

ПРИЛОЖЕНИЯ


4 топовых смартфона: сравним плюсы и минусы


Москва в лесах


На что смотреть в мае


Я просто хотел найти свой Лондон


Как сэкономить с помощью смартфона $1000


Подумайте несколько раз, прежде чем ехать на Бали


Жизнь в России - ненависть, зависть и злоба


Чую, все закончится Крымом или Абхазией

вентиляторы среднего давления, вентиляторы среднего давления красноярск. | многоуровневые натяжные потолки иркутск, РІРєСѓСЃ. Яндекс.Метрика
seedsmail.ru - семена дайкона. Когда высаживать дайкон на семена.