Блоги→Наталья Зиганшина
Духовность-2013
Наталья Зиганшина
Для кого-то быть патриотом — это значит покупать отечественные куриные окорочка и сатиновые трусы, кто-то из чувства патриотизма готов добровольно пойти в ряды армии, потерять год жизни и застудить простату. Кто-то выходит на акции протеста, защищая сирот и представителей сексуальных меньшинств, кто-то увольняет из школ учителей, которые ходят на эти акции протеста. Патриотизм — понятие для каждого индивидуальное. А уж духовность — это вообще тема для бесконечных дискуссий, так любимых нашей интеллигенцией и либеральной общественностью.
Вопрос: как объяснить школьникам, что такое патриотизм и духовность, если даже взрослые люди не могут однозначно трактовать эти понятия. И, тем не менее, регламент обязывает.
А наступивший год обещает быть особенно богатым на патриотические и нравственно-духовные наставления для российской молодежи. На прошлой неделе мне довелось присутствовать на первом в этом году после каникул заседании комитета Госдумы по образованию, и там довольно много говорилось о мероприятиях, способствующих воспитанию всех этих необходимых качеств: нравственности, духовности и, разумеется, патриотизма. «Круглый стол» в Тамбове, конференция в Новосибирской области, многочисленные молодежные лагеря по типу Селигера и многое другое. Более того, планируется разработать общую единую стратегию для школ, чтобы те могли более эффективно повышать духовно-нравственную составляющую. Поступило предложение сделать ответственным за патриотическую линию в школах одного очень уважаемого мной директора одной очень хорошей московской школы.
Пока что каждая школа сама пишет в обязательном порядке программу патриотического и духовно-нравственного воспитания. И иногда попадаются весьма странные тезисы. Вот, к примеру, выдержки из программы среднестатистической западнодвинской школы № 2 Тверской области: «Я — Человек, Гражданин, Ученик».
Одна из основных задач: «развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными». При этом очень подкупает слово «разумно».
А вот эта фраза, скорее, настораживает: «Любая страна нуждается в наличии действенной системы патриотического воспитания. Его содержание должно соответствовать сложившейся в стране ситуации, а его системе надлежит быть гибкой и постоянно изменяющейся в свете современных требований». Что же касается непосредственно воспитательных школьных мероприятий, как правило, дело ограничивается классными часами, конкурсами чтецов, военными играми и лекциями. Но сами директоры говорят, что это все профанация и дети воспринимают эти занятия не иначе как обязаловку.
В этом смысле наследие нашего советского прошлого дает неоценимый опыт. Песни. Школьникам нужны хорошие патриотические песни. Раньше на уроках музыки мы часто пели о Ленине, партии, комсомоле, красных гвоздиках и красоте русской природы. Можно попросить лояльных поэтов-песенников написать куплеты про РПЦ, про «ЕдРо». Да мало ли хороших патриотических тем. Еще очень действенный способ — различная символика. Майки, сувениры, открытки. У меня, к примеру, до сих пор хранится новогодняя открытка 1975 года, выполненная в технике русской лаковой миниатюры: Владимир Ильич Ленин в компании Надежды Константиновной Крупской стоят рядом с санями, запряженными русской тройкой, а в санях крестьянские дети. Тут вам и патриотизм, и духовность, и либерализм, и народные ремесла. По образу и подобию можно рисовать серии открыток с различными государственными руководителями: «Путин и дети», «Медведев и адронный коллайдер», «Нарышкин и депутаты», «Онищенко и куры». Впрочем, поклонения вышестоящему руководству в нашей стране хватает, не хватает любви к отечественному производителю и рабочих рук. Тут помогут фильмы про то, как прекрасно быть сварщиком, токарем или наладчиком, как хорошо служить в армии, ездить на «Ладе Калине» и отдыхать на курортах Краснодарского края.
В свое время гениальный фильм «Афоня», где главный герой был слесарем-сантехником, на меня произвел сильное впечатление: в младших классах школы я была уверена, что непременно стану первой женщиной-сантехником. За всю свою жизнь я пока что так и не встретила ни одной женщины-сантехника. Но фильмы реально работали.
И, тем не менее, сравнивая свои советские школьные годы и процесс обучения моего сына, я вижу, что он учится в другом мире. Сейчас в школе никто не поет хором патриотических песен и не ходит строем, никого не заставляют учить нелепые клятвы и произносить их с выражением. И очень хочется верить, что этого не случится. Хочется надеяться, что по-прежнему наши дети будут выбирать песни и фильмы, которые им нравятся, что они всегда будут любить или не любить свою родину осознанно и по своей доброй воле.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции