Блоги→Петр Шкуматов
Детектор лжи ГИБДД
Петр Шкуматов
На волне требований ужесточить наказание за управление автомобилем в нетрезвом состоянии из поля зрения ушла, мягко говоря, странная инициатива ГИБДД Татарстана. Руководство ведомства обратилось в госсовет Татарстана с предложением о локальном запрете радар-детекторов (устройство звуковым сигналам предупреждает о камерах, фиксирующих скоростной режим). Если госсовет пойдет навстречу ГИБДД, то впоследствии запрет может быть распространен на всю страну. При этом только в 2009 году, когда в Татарстане появились первые камеры фотовидеофиксации нарушений, главный государственный автоинспектор республики Рифкат Минниханов сам призывал автомобилистов устанавливать радар-детекторы в свои автомобили. Теперь главный гаишник Татарстана заявляет, что радар-детекторы — источник дополнительной опасности на дорогах.
Это наглядно демонстрирует то, что и без того известно любому владельцу личного автомобиля. ГИБДД (как минимум Татарстана) нацелено не на профилактику правонарушений, а на изъятие из кошелька водителя штрафа, в общем-то, любой ценой.
Парадокс этой ситуации в том, что число ДТП с жертвами в самом Татарстане растет, а по причине нарушения скоростного режима в республике погибает около 30% пострадавших в автокатастрофах. Казалось бы, что логичным шагом со стороны ГИБДД Татарстана было бы выявление аварийно опасных мест и проведение профилактических, предупредительных действий, направленных на искоренение причин столь высокой аварийности. Например, использование пассивных средств безопасности, тех же «лежачих полицейских».
Однако вместо того, чтобы проанализировать статистику смертности, в которой, например, почти 40% погибших лишились жизни по причине выезда одного из участников ДТП на полосу встречного движения, ГИБДД Татарстана начинает бороться с ветряными мельницами, точнее, с владельцами устройств, которые при умелом их использовании могут улучшить безопасность дорожного движения.
Давайте вспомним, какие средства на дороге могут предупредить водителя о приближающейся опасности. Знаки? К сожалению, в России знаки зачастую расставлены хаотично: дорожные рабочие в течение многих лет забывают убрать знак ограничения скорости в 40 км/ч, а местами там, где знаки должны быть, они отсутствуют.
Вместе с тем световая сигнализация только входит в моду, пешеходные переходы не освещены, дорожные и земляные работы проводятся в обстановке строжайшей секретности и маскировки, в особенности от водителей. Работы начинаются неожиданно и заканчиваются тоже непредсказуемо. Я сам несколько раз испытывал острейшие ощущения, когда влетал ночью на трассах в брошенную кем-то незавершенную стройку на дороге.
Объективно говоря, других вариантов, кроме радар-детекторов, заблаговременно предупредить водителя о приближающейся опасности, помимо, пожалуй, CB-рации (гражданская радиосвязь на коротких волнах, позволяет водителям общаться друг с другом, предупреждая об опасности), просто нет.
И во многих странах мира на трассах для предупреждения водителей об опасности специально расставляют радар-маяки, на которые реагирует детектор. Ведь сигнал антирадара вызывает у его владельца безусловный рефлекс — сбросить скорость. И дальше у этого водителя, а также у его соседей по дороге, будет гораздо больше шансов сориентироваться. Например, перед пешеходным переходом. Или опасным поворотом на серпантине. Или перед ремонтными работами или большой ямой на дороге.
Радар-детектор может принять сигнал почти за километр до источника излучения. Это означает, что водитель предупрежден об опасном месте почти за минуту, и он сможет сосредоточиться, усилить внимание, сбросить скорость, то есть предпринять все меры, чтобы на дороге не произошло трагедии.
И даже если это будет не муляж, а действительно камера контроля скорости. Постоянно важно напоминать, что главная цель дорожной полиции — предотвращать правонарушения, а не «стричь купоны».
И если водитель проедет в зоне действия камеры без превышения скорости — значит, цель достигнута. Ведь камеры тоже нужно расставлять с умом — на аварийно опасных участках, а не в замаскированных местах, чтобы потом рассылать штрафы или договариваться с водителем на месте.
За восемь месяцев текущего года в регионе произошла 3521 авария (рост на 2,8%), в которых 436 человек погибли (рост на 5,3%) и 4619 получили ранения (рост на 8,6%).
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции