Наука→Наука и общество
«Если меня не выберут, уйду в кругосветку»
Владимир Фортов о своей предвыборной программе кандидата в президенты РАН, бюрократии, научных бюджетах в России и цитате Черномырдина
Фотография: Артем Коротаев/ИТАР-ТАСС
| Владимир ПокровскийГлавный кандидат на пост президента РАН Владимир Фортов пояснил некоторые моменты своей предвыборной программы, заявил о намерении бороться с бюрократией, из-за которой за рубеж уехали Андрей Гейм и Константин Новоселов, а также вспомнил высказывание Виктора Черномырдина, в правительстве которого он работал: «Я ничего не буду говорить, а то еще что-нибудь скажу».
Стать президентом академии наук Владимир Фортов пытается во второй раз. Пять лет назад он проиграл, отдав своему сопернику — Юрию Осипову — всего 140 голосов, то есть около 13 процентов от общего количества выборщиков. Когда вчера в «одном флаконе» случились сразу два удивительных события — самоотвод Юрий Осипова и чуть ли не единодушная поддержка кандидатуры Фортова, он стал безусловным фаворитом в этой предвыборной гонке. В среду в Москве Фортов публично представил свою предвыборную программу.
На вопрос, собирается ли он пойти по стопам своего предшественника и править, как и он, следующие 22 года, академик Фортов ответил решительным отказом.
— Если я стану президентом академии, я обязательно восстановлю положение устава, по которому высшие чиновники академии не могут оставаться на своих постах более двух сроков, — заявил Фортов. — Обязательно должна быть ротация, хотя бы потому, что в ротационной системе очень сложно организовывать коррупционные схемы.
Сожалеет он и о том, что было снято возрастное ограничение, согласно которому люди старше 70 лет не могли занимать в академии высокие посты.
— Но здесь сложнее, — говорит он. — Здесь упущено время и фактически не осталось тех, кто мог бы заменить начальников, перешагнувших 70-летний рубеж.
Самоотвод нынешнего президента РАН Юрия Осипова он прокомментировал следующим образом:
— Как только стала известна дата выборов, я сразу пришел к Юрию Сергеевичу поговорить об этом. И тогда он решительно сказал: «Я не буду выставлять свою кандидатуру!»
И его можно понять — столько лет жить в таком напряжении…
Об Осипове он отозвался очень тепло, сказал, что Юрий Сергеевич очень много сделал для академии, не слишком, правда, вдаваясь в расшифровку этого «много». О своих конкурентах тоже говорит с уважением.
— Я занялся этим не для того, чтобы с кем-то бороться. Сегодняшний президентский пост совсем не медом намазан.
Конечно, Фортова спрашивали о его предвыборной программе. К этому он подготовился основательно. Программа издана в виде брошюры и полтора месяца назад была вывешена в интернете. Программа «живая» — в ответ на две тысячи поступивших на нее комментариев он постоянно в ней что-то дорабатывает.
Но главное остается неизменным — любой ценой сохранить академию и ее главные принципы, в первую очередь независимость.
Если говорить по пунктам, то на первое место он ставит восстановление научного приборостроения, которое, по его словам, «за два десятилетия безвременья» совершенно зачахло, а ведь это рынок, который в несколько раз превышает рынок вооружений.
Также беспокоит кандидата в президенты РАН ситуация с финансированием науки: «Денег выделяется много, но в основном они проходят мимо академии». Фортов представил собравшимся график, на котором видно, как сколковские деньги и деньги на нанотехнологии взлетают самым реактивным образом, а финансирование академии, где сосредоточена основная часть фундаментальной науки, почти не растет.
«Такой рассинхронизации научных бюджетов, — говорит он, — в России и в Советском Союзе не было никогда. Даже во время войны, когда все было направлено на борьбу с Гитлером, бюджет академии наук был повышен на 20%».
Фортов также собирается бороться с бюрократией. Говорит про громадный вал никому не нужных, нелогичных бумаг, идущий «сверху и снизу» и отнимающий у исследователей до половины рабочего времени.
— Почему уехали Новоселов и Гейм? Я их знал по Черноголовке. Да вот поэтому.
На вопрос корреспондента «Газеты.Ru» о том, что именно он собирается предпринять в отношении конкурсного финансирования в академии, если станет ее президентом, Фортов сказал, что будет его «усиливать», выделяя на это дело куда больше финансов. Также Владимир Евгеньевич считает важным оградить конкурсы от чиновников.
— И это не только наша беда, — сказал он. — Если говорить о конкурсах министерства, то я сразу вспоминаю Виктора Степановича Черномырдина.
Когда я был его заместителем, он на одном из совещаний как-то сказал: «Я ничего не буду говорить, а то еще что-нибудь скажу».
На вопрос о том, не опасается ли он проиграть выборы, как проиграл в прошлый раз, Владимир Фортов ответил: «Если проиграю, уйду в кругосветку. У меня уже все готово. Я с Физтеха яхтами увлекаюсь».
Читайте также:
Российская молодежь боится власти, не верит оппозиции и ждет революцию, выяснили социологи →
Умер Гурий Марчук — последний президент Академии наук СССР →