Бизнес→Экономполитика
Как запустить Россию
Правительство, по сути, не делает ничего, чтобы оживить экономический рост
Фотография: Михаил Метцель/ИТАР-ТАСС
| Наталия ЕреминаПоследние новости о будущем российской экономики разочаровывают. Однако главная экономическая проблема, похоже, формулируется очень просто. Правительство не делает ничего, чтобы придать экономике ускорение. Более того, ответственные за экономический блок чиновники выступают с пораженческими прогнозами, в которых вплоть до 2030 года рисуют картины стагнации и затухания.
Как сообщил в понедельник Росстат, промышленное производство в России по итогам десяти месяцев 2013 года показало нулевой рост. А в октябре статистическим ведомством вообще зафиксирован спад в 0,6%. В последние месяцы чиновники регулярно выступают с такого рода новостями. Не далее как на прошлой неделе заместитель министра экономического развития России Андрей Клепач заявил, что рост объема инвестиций в основной капитал в этом году может не достичь запланированных 2,5%.
На днях его ведомство также заявило и о своих негативных ожиданиях относительно роста ВВП в 2013 году. По словам начальника Клепача, главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева, рост ВВП может составить в этом году 1,5–1,6%, что меньше официального прогноза ведомства в 1,8%. Экономический рост в России в третьем квартале 2013 года, по предварительной оценке Росстата, равнялся 1,2% против 2,9% в прошлом году.
Самым удручающим является тот факт, что при этом ни о каких новых мерах, которые позволили бы разогнать нашу экономику, Минэкономразвития не сообщило и, видимо, не собирается. Как правило, чиновники лишь ограничиваются констатацией факта.
«Несмотря на замедление экономического роста до уровня ниже 2% в этом году, правительство не спешит приступать к экспансионистской фискальной или монетарной политике», — констатируют в обзоре, посвященном экономической политике в России, эксперты HSBC. Удивительно, но чиновники словно устраивают соревнование, кто первым сообщит разочаровывающие новости. Например, на прошлой неделе именно так они поступили с новостью, что, скорее всего, не удастся удержать в запланированных рамках инфляцию. Алексей Улюкаев еще в начале прошлой недели признал, что рост цен не уложится в запланированные 6%. Позже эти же опасения высказали министр финансов Антон Силуанов и первый зампред ЦБ Ксения Юдаева.
В такой ситуации неудивительно, что инвесторы не ожидают от внутреннего рынка каких-либо приятных сюрпризов, говорят эксперты.
«Ни с макроэкономической, ни со структурной точки зрения пока не принято достаточно мер для обеспечения экономического роста», — полагают аналитики HSBC. По их словам, сдержанная налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика ограничивает рост в краткосрочной перспективе, а неустойчивая структурная политика препятствует росту — в долгосрочной.
Основная причина замедления темпов роста в этом году — отрицательная динамика по инвестициям в основной капитал, говорит заместитель директора института «Центр развития» Высшей школы экономики Валерий Миронов. Они снизились по итогам девяти месяцев на 1,5%, хотя ожидался рост на уровне 4% по итогам года, говорит он.
«Учитывая темпы роста в предшествующем году и динамику рентабельности экономики, которая упала в прошлом году на 20%, в этом году рост инвестиций должен быть как минимум на уровне 2%. Отрицательная маржа взялась именно из-за ухудшения ожиданий предприятий. Правительство должно было подхлестнуть позитивные ожидания не позитивными прогнозами, а какими-то реальными мерами, но оно этого не сделало», — считает Миронов.
Так, по его словам, вместо того, чтобы констатировать, что Россия повысила свой рейтинг в Doing Business (в ежегодном рейтинге Doing Business Всемирного банка, оценивающем условия ведения бизнеса в 189 странах, Россия поднялась до 92-го места с прошлогодней 112-й позиции), который, по сути, не говорит ни о чем, поскольку считается только по Москве, правительство должно было бы предпринять реальные шаги, которые повлияли бы на улучшение инвестиционного климата.
Это произошло бы, если бы бизнес точно знал, что налоги не будут повышать в ближайшее время или что правительство действительно готово бороться с монополизмом и снижать издержки предприятий, считает Миронов. По мнению главного экономиста Дойче Банка в России Ярослава Лисоволика, помогло бы также усиление контроля за расходами госкомпаний и введение понятных ориентиров оценки их эффективности.
Правительство должно было бы создать условия для того, чтобы средний бизнес стал драйвером роста экономики, считает Артем Аветисян, председатель Всероссийского объединения предпринимателей Клуба лидеров. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП России составляет сейчас порядка 21–22%, в то время как в США этот показатель равен 50%, в Китае — более 60%, говорит он.
«Для того чтобы изменить ситуацию к лучшему, нужно прежде всего сделать более благоприятным инвестиционный климат. Во-первых, резко снизить число административных барьеров, во-вторых, сделать прозрачными конкурсы от госкомпаний, чтобы малый и средний бизнес получали заказы в равных условиях», — говорит Аветисян.
Препятствует росту российской экономики сегодня также неопределенная политика в области трудовой миграции, говорят эксперты. «В России, как и в ряде других стран — Японии, Португалии и других небольших государствах, снижается количество рабочей силы. В этой связи очень странным выглядит наша политика в отношении мигрантов. В развитых странах типа Франции или Германии, несмотря на все проблемы с мигрантами, молодое население за счет их прирастает, государства стараются их ассимилировать.
В России этого не происходит, и западные инвесторы раз за разом присылают отчеты, в которых прогнозируют снижение у нас количеств рабочих рук. Кто в этой ситуации будет инвестировать в Россию? Правительство же вместо того, чтобы разобраться с этой проблемой, только намеревается не пускать сюда гастарбайтеров. Само по себе это будет приводить к снижению роста ВВП», — говорит Миронов.
Единственное, что, по мнению экспертов, было сделано правильно российским правительством в уходящем году, — это заморозка тарифов на услуги естественных монополий.
Но и эта политика отличалась непоследовательностью. Сначала объявили, что тарифы будут заморожены и для населения, и для бизнеса, потом вдруг выяснилось, что эта мера не коснется физлиц, отмечает Миронов.
«Это позитивное решение для электроэнергетики и связанных с ней обрабатывающих отраслей, оно позволит сэкономить сотни миллиардов рублей и снизить цену продукции на 10%, но все равно заметна непоследовательность этой политики, непонятно, сколько реально она продлится, — говорит эксперт. — Это решение было принято, скорее всего, поскольку пришел новый министр и поставил новые цели, но, видя, как у нас меняются министры, бизнес не понимает, насколько эта политика будет долгосрочной. Если бы президент сказал, что точно «заморозка» продлится в течение ближайших пяти лет, то эффект был бы совсем другой. А сейчас в ситуации неопределенности заморозка тарифов не сильно поможет росту российской экономики».
В целом, по мнению экспертов, сейчас у России множество структурных проблем, без решения которых не удастся добиться существенного экономического роста. Простые решения — снижение процентной ставки или наращивание госрасходов — уже не помогут, говорят они.
«Все же понимают, что эти расходы частично разворовываются. И даже если начнут осуществлять инфраструктурные проекты — строить кольцевую дорогу, Транссиб и БАМ, то эффект от них будет небольшой для экономики из-за разворовывания. Именно поэтому президент сейчас и думает о целесообразности их запуска. А бизнес в свою очередь чувствует, что, скорее всего, они не будут запускаться, значит, и нечего инвестировать в российскую экономику. Это в свою очередь и приводит к низким темпам роста», — резюмирует Миронов.
Читайте также:
Обама выступил перед конгрессом и объявил начало «года возможностей» →
Путин объявил, что Россия оставит в силе условия кредита Украине →
Дефицит торгового баланса Японии в прошлом году достиг рекордных 11,47 трлн иен →