Центробанк довел до стагфляции
Для улучшения экономики России требуется серьезная корректировка политики ЦБ
Фотография: ИТАР-ТАСС
| Павел Сморщков, Петр ВласовВ России стагфляция, то есть очень низкий экономический рост, сочетается с высокой инфляцией. Таково мнение некоторых аналитиков и чиновников. Со стагфляцией нельзя бороться традиционными мерами экономической политики. И профильным госорганам, и Центробанку нужно коренным образом менять свои подходы
Экономический рост в России замедляется. Если в 2012 году валовый внутренний продукт (ВВП) страны увеличился на 3,4%, то в прошлом году прибавка составила всего 1,3% (по оценке Министерства экономического развития). Экономика России вошла в стагнацию. Не радуют и другие макроэкономические показатели. По-прежнему высока инфляция. В прошлом году уровень цен превысил прогнозные рамки и составил 6,5%.
Ситуация, при которой близкие к нулю темпы экономического роста сочетаются с высокой инфляцией, стагфляция, неблагоприятна сама по себе. Но она еще и считается опасной тем, что резко сужает круг доступных мер экономической политики.
Меры, направленные на стимулирование экономического роста, в условиях быстрого роста цен и сами по себе становятся менее действенными, и могут еще больше подстегнуть инфляцию. А решения, проводимые с целью сбить инфляцию, как правило, оказывают дополнительное угнетающее воздействие и на экономическую активность.
Россия уже вошла в ситуацию стагфляции, заявила первый заместитель председателя Банка России Ксения Юдаева на завершившемся в Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте РФ Гайдаровском экономическом форуме. С Юдаевой соглашается главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. В условиях значительной доли теневой экономики в России, говорит она, при оценке динамики ВВП статистическую погрешность можно оценить на уровне 1–1,5%.
То есть истинные темпы роста могут мало отличаться от нулевых. А в 2014 году, по оценке Орловой, рост будет еще более умеренным, чем в 2013-м.
Говорить о стагфляции все-таки не приходится, возражает заместитель директора института «Центр развития» НИУ ВШЭ Валерий Миронов. По его оценке, дальнейшего угнетения экономического роста не будет, рост ВВП в 2014 году составит порядка 2%. Падение инвестиций сменится их ростом (предположительно на 2%), потребление домохозяйств вырастет примерно на 3%, увеличится и чистый экспорт на фоне очень медленного роста импорта, рассчитывает Миронов. Снизится инфляция. По сравнению с прошлым годом не будет повышательного импульса со стороны продовольственных цен и на фоне замораживания тарифов естественных монополий
Центробанк, отвечающий за ценовую стабильность, в 2014 году сможет замедлить рост цен до целевого уровня в 5%.
Тем не менее эксперт согласен с тем, что у российской экономики серьезные проблемы. Даже прогнозируемое увеличение темпов ВВП в нынешнем году будет ниже, чем в целом в мировой экономике, указывает Миронов. Для решения этой проблемы необходимо изменить инструменты экономической и денежно-кредитной политики и реструктурировать экономику.
Значительная часть экспертного сообщества видит причины сегодняшней ситуации в недальновидной и довольно незамысловатой политике Центробанка, когда регулятор, декларируя главной своей целью борьбу с инфляцией (и потому сохраняя высокими кредитные ставки), на самом деле лишает экономику финансовой подпитки, жизненно необходимой для ее развития. По мнению экспертов, руководство ЦБ в борьбе с инфляцией действует слишком схематично и тем самым борется скорее не с ней, а с российским производителем.
Центробанк таргетирует инфляцию, но это нужно делать так, чтобы поддерживать производство, указывает Миронов. Сейчас ЦБ нацелен на индекс потребительских цен и тем самым помогает потреблению, а не производству.
Но в условиях сырьевой экономики, каковой является Россия, это ведет к тому, что ЦБ действует проциклически: когда реальный сектор падает, он его подталкивает вниз, когда он растет, ЦБ его будет перегревать.
У нас велика доля импорта в потребительских расходах, их цена зависит от курса рубля. При снижении нефтяных цен и падении курса рубля импорт дорожает, и, если ЦБ начнет бороться с инфляцией ИПЦ, повышая кредитные ставки, это будет происходить в тот самый момент, когда реальный сектор будет нуждаться в их снижении, чтобы противостоять снижению цен на нефть. И наоборот. Поэтому нужно таргетировать инфляцию цен производителей, советует Миронов. Для этого соответствующий индекс цен необходимо отслеживать чаще (раз в неделю, как сейчас ИПЦ).
А ЦБ должен будет применять другие инструменты при таком таргетировании. Но пока этот вопрос даже не обсуждается, во многом потому, что правительство не хочет признаться в сырьевой направленности экономики России.
Без серьезного роста промышленного сектора никакие «охранительные меры» ЦБ, по сути, не имеют смысла. Россия превращается в то самое стагфляционное «экономическое болото», где нельзя решить ни одной проблемы, чтобы одновременно не усугубить ситуацию чем-то еще. В любом случае политика консервации не выход. Да, Россия по уровню подушевого ВВП по ППС уже достигла уровня Португалии или Чехии, но, чтобы приблизиться к той же Германии в перспективе 10–15 лет, нужны темпы роста не 1–2% и даже не 3%, а 5–7%.
Наталия Орлова из Альфа-банка хотя и поддерживает текущую политику ЦБ, но соглашается, что нужно создавать в реальном секторе «точки роста», проекты с достаточной прибыльностью для того, чтобы туда пошел бизнес. Мы вступили в ВТО, и нам нужно стимулировать несырьевой экспорт, добавляет Валерий Миронов из «Центра развития». Но нужно поддерживать не отдельные отрасли, а скорее лучшие предприятия во всех секторах, помогая им эффективнее выйти на внешний рынок. Государству необходимо сосредоточиться не на прямом финансировании, а на косвенной, инфраструктурной поддержке — субсидировании процентных ставок, консультировании и льготном повышении квалификации бизнесменов, помощи в участии в выставках за рубежом и т.д. А на региональном уровне необходимо разработать меры поддержки малого и среднего бизнеса с учетом местной специфики, считает Миронов.
Читайте также:
- Доллар подорожал до 35,27 рубля, евро — выше 48 рублей →
- Центробанк приравняет обмен биткоинов к финансированию терроризма →
- Если рубль продолжит падать, ЦБ будет вынужден тратить средства на его поддержание →
- Курс евро к рублю побил исторический рекорд →
- Проценты по рублевым кредитам выше, но от этого сами кредиты не менее выгодны →