АвтоДороги

Заброшенной дорогой Путина

Корреспондент «Газеты.Ru» проехал по легендарной трассе Чита-Хабаровск спустя три года после ее строительства

Корреспондент «Газеты.Ru» проехал по легендарной трассе Чита-Хабаровск спустя два года после ее строительства
Корреспондент «Газеты.Ru» проехал по легендарной трассе Чита-Хабаровск спустя два года после ее строительства

Фотография: Анатолий Караваев

Владимир Путин в ходе последней «прямой линии» с гражданами признался, что из-за нехватки времени не сможет повторить свое путешествие на желтой Lada Kalina по трассе Чита-Хабаровск. Эта дорога спустя полвека после начала строительства была закончена в 2010 году по личному требованию Путина, замкнув воедино дорожную сеть страны. Корреспондент «Газеты.Ru» проехал по самой знаменитой российской магистрали и убедился, что президент немного потерял, отказавшись повторять свое путешествие.

Сотни километров глухой тайги, почти полное отсутствие людей в небольших вымирающих городках и деревнях, редкие допотопные заправки с кусающимися ценниками и почти всегда пустая дорога – все это трасса М-58 «Амур», связывающая Читу и Хабаровск.

История создания «Амура» уходит корнями еще в 60-е годы прошлого века, когда непрерывной дороги между Читой и Хабаровском, а значит, между Дальним Востоком и остальным СССР не существовало.

Действующие трассы тогда заканчивалась с западной стороны в Чернышевске, что нынче в Забайкальском крае, а с восточной – в Шимановске (Амурская область). Между ними пролегал «зазор» из леса и гор, где существовали лишь локальные дороги между небольшими населенными пунктами, которые не образовывали единой сети и могли внезапно оборваться за любым поворотом.

Тогда строить стратегически важную дорогу Чита — Хабаровск поручили военным. Однако завершить масштабный проект помешал ввод советских войск в Афганистан. Вернуться к строительству трассы удалось лишь в 1990-м году. Дорожники успели проложить около тысячи километров асфальта, но и тогда, в эпоху бурных 90-х, этот проект был обречен на замораживание из-за нехватки денег. Единственной транспортной артерией в этих краях до последнего времени оставалась железная дорога.

Возобновить строительство власти решили в 2000-м году, вскоре после прихода к власти Владимира Путина. И вот, спустя десять лет, в августе 2010-го, он, уже в ранге премьер-министра, лично протестировал пусть не до конца, но уже почти готовую магистраль. Отправившись в автопробег, премьер заодно прорекламировал и новую тогда еще модель «АвтоВАЗа» Lada Kalina. Оценивая трассу, Путин охарактеризовал ее как «средненькую».

Почти спустя три года после строительства на отрезке М-58 в Забайкальском крае (от Читы) двухполосная извилистая дорога довольно ровная, без серьезных повреждений. Есть даже отбойники на обочинах – проехав всю Россию от Мурманска до Владивостока, такое качество полотна вдали от богатых мегаполисов можно встретить нечасто. Правда, сразу бросается в глаза, что машин на пустынном «Амуре», как и три года назад, практически нет.

В отличие от 2010 года, на всем протяжении магистрали, вплоть до Хабаровска, есть сотовая связь, а вот сотрудники ГИБДД за две с лишним тысячи километров не встретились ни разу.

Впрочем, нет тут и междугородних автобусов. Поэтому трасса кажется заброшенной, а поступающие отсюда многочисленные криминальные сводки делают поездку жуткой.

К середине пути дорога постепенно начинает портиться и тут становится понятной главная проблема, с которой сталкиваются водители. То ли проектировщики не учли климата, то ли материалы оказались не лучшего качества, но спустя несколько сот километров после Читы все чаще попадаются участки с просевшим грунтом, где асфальт идет волнами. Неровности, как правило, отмечены соответствующим знаком, но они стоят далеко не везде, поэтому почти перед всеми такими участками легко можно заметить многочисленные тормозные следы.

И если для подготовленного внедорожника подобные препятствия не представляют особых проблем, то остальным автомобилистам, будь то фура или легковушка, приходится все время быть начеку и не разгоняться слишком сильно – иначе можно остаться и без подвески.

Порой на совершенно глухих участках можно встретить полноценные мачты освещения, что только усиливает ощущение инородности «Амура» в этих краях.

Заправок на М-58, особенно на участке после Читы практически нет – разрыв между ближайшими достигает нескольких сотен километров.

Цены на горючее на 3-5 рублей превышают московские, при том, что сами АЗС со старым оборудованием и никакого доверия своим видом не вызывают, но выбирать не приходится: крупных сетевых заправок здесь пока нет.

Чернышевск, где раньше заканчивалась дорога с западной стороны, производит довольно мрачное впечатление.Трудно представить, за счет чего тут живут люди. В одном из двух придорожных кафе хозяин – выходец из Узбекистана – рассказывает, что движения по трассе практически нет.

«Зимой здесь вообще глушь. Весной и летом машин больше, потому что гонят иномарки из Владивостока, больше фур ездит, а сейчас выручка совсем небольшая», — жалуется местный ресторатор.

Цены на продукты и любые другие товары вдоль трассы заметно выше средних по стране. С общепитом на «Амуре» пока еще хуже, чем с заправками. Перекусить на пути от Читы к Хабаровску почти негде. Особняком стоит кафе «Хуторок» на 1274-м километре трассы.

То самое, где в 2010 обедал Владимир Путин. Впрочем, уже не совсем то самое – в прошлом году старый «Хуторок» сгорел, и сейчас на его месте уже стоит новое здание.

Вряд ли кафе подожгли конкуренты. Их просто нет. Здесь находится единственный на протяжении двух тысяч километров настоящий очаг цивилизации. Большая стоянка для дальнобойщиков, единственный на всю дорогу душ и приличный туалет. Мимо такого места премьер просто не смог бы проехать – поесть в нормальных условиях на М-58 пока больше негде. Впрочем, о визите три года назад своего главного клиента, тут вспоминать почему-то не захотели.

Чем ближе к Хабаровску, тем хуже становится дорожное полотно. Совсем плохой участок оказывается недалеко от Благовещенска – асфальт здесь укладывали раньше, чем в других местах. На некоторых участках уже в начале марта вовсю идет ремонт. Дорога здесь превращается в настоящую полосу препятствий. Чтобы без проблем преодолеть неприятные грунтовые участки, длина которых порой достигает нескольких километров, скорость приходится сбрасывать до минимума.

Местные дальнобойщики дорогой в целом довольны, ведь до ее появления тут не было ничего. Но не упускают возможность поругать строителей за проседающий грунт и за старый асфальт, который не спешат менять на новый. Местные даже поговаривают, что трассу хотят расширить на одну полосу. Такие участки на М-58 действительно есть, однако поверить, что кому-то придет в голову делать такой всю магистраль, сложно.

Пока М-58 кажется не слишком востребованной. На жизнь местных жителей она не повлияла – слишком привыкли к железной дороге, а на автомобильной трассе нет инфраструктуры. Да и для экономики Дальнего Востока в целом ее значение тоже невелико: то, что перевозят фуры, раньше везли в железнодорожных контейнерах.

  • Livejournal
  • Написать отзыв
Читайте также:

Главное сегодня


ПРИЛОЖЕНИЯ


4 топовых смартфона: сравним плюсы и минусы


Москва в лесах


На что смотреть в мае


Я просто хотел найти свой Лондон


Как сэкономить с помощью смартфона $1000


Подумайте несколько раз, прежде чем ехать на Бали


Жизнь в России - ненависть, зависть и злоба


Чую, все закончится Крымом или Абхазией

АРХИВ
   
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
   
вентиляторы среднего давления, вентиляторы среднего давления красноярск. | многоуровневые натяжные потолки иркутск, РІРєСѓСЃ. Яндекс.Метрика